Правительство Республики Хакасия
Переход на полностью безбумажный документооборот в Республике Хакасия
При технической и методической поддержке ООО «Корпоративные Системы – Консалтинг», партнера компании ЭОС в Западной и Восточной Сибири, завершен проект по переходу на систему полностью безбумажного документооборота на базе СЭД «Дело» в государственных органах Республики Хакасия. Все основные работы проекта были выполнены в рамках целевой программы «Электронная Хакасия (2004-2010 гг.)». В настоящее время в одну базу данных с аппаратом Правительства объединены все министерства, а в системе «Дело» работают практически все ключевые должностные лица. Последним этапом, пришедшимся на начало октября текущего года, стал переход на полностью безбумажную работу с проектами документов.
О заказчике
Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины и граничит на севере и востоке с Красноярским краем, на юге и юго-западе - с республиками Тыва и Алтай, а на западе - с Кемеровской областью. В состав Республики входят 8 сельских районов, 5 городов республиканского значения, 13 поселков городского типа, 249 сельских населенных пунктов. Столицей Республики Хакасия является город Абакан.
«Электронная Хакасия»
Основной задачей республиканской целевой программы «Электронная Хакасия», которая была принята в 2004 году, является создание единого информационного пространства на территории Республики. Среди целей программы - удовлетворение информационных потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения в целом, а также повышение эффективности управления социально-экономическим развитием региона и создание предпосылок для обеспечения прав на свободный доступ к информационным ресурсам.
В рамках программы «Электронная Хакасия» была создана корпоративная сеть Правительства Республики Хакасия, в результате чего все локальные информационные системы министерств и ведомств Республики были объединены в единое информационное пространство с помощью магистральных оптических каналов. Также программа позволила запустить ряд порталов, среди которых – официальный Портал органов государственной власти Республики Хакасии (www.rhlider.ru), объединяющий более 30 сайтов министерств, различных комитетов и так далее, Портал государственных закупок Республики Хакасия (www.pgz.rhlider.ru), на котором публикуется информация о заказах для государственных и муниципальных нужд. Одной из важнейших составляющих программы «Электронная Хакасия» стало создание системы межведомственного электронного делопроизводства и документооборота.
Ход и этапы проекта
Проект по внедрению системы электронного документооборота на базе флагманского продукта компании ЭОС «Дело», реализованный в рамках программы «Электронная Хакасия», уникален тем, что все работы велись непосредственно силами заказчика. Участие компании «Корпоративные Системы – Консалтинг», партнера компании ЭОС в Западной и Восточной Сибири, заключалось в техническом сопровождении поставляемого ПО, технологической поддержке и помощи в планировании расширения и совершенствования системы.
Проект стартовал в 2001 году, когда Правительство Республики Хакасия начало активно перестраивать свою ИТ-инфраструктуру. Для этого был объявлен конкурс на реализацию первого этапа построения единой корпоративной сети в здании Правительства и Верховного совета. Заказчику требовались построение локальной сети, поставка и инсталляция серверов, СУБД и системы автоматизации документооборота «Дело» на 20 рабочих мест. Также было необходимо провести обучение администратора и технолога системы, поскольку Правительство пошло по пути самостоятельного внедрения и настройки.
Непосредственно работы по внедрению СЭД «Дело» стартовали осенью 2002 года, когда Правительством Республики были закуплены первые двадцать рабочих мест. Компания «Корпоративные Системы – Консалтинг» провела обучение специалистов Правительства настройке системы. После этого сотрудники Правительства сами начали поэтапное внедрение при методической и технической поддержке системного интегратора.
В течение года специалисты отдела информатизации и связи Республики Хакасия при консультационной поддержке по горячей линии «Корпоративные Системы – Консалтинг» внедрили закупленные 20 рабочих мест системы. Когда появилась потребность в разработке специфических отчетных форм, этому был обучен представитель аппарата Правительства.
С 2005 года началась планомерная реализация мероприятий РЦП «Электронная Хакасия». Рабочими местами были обеспечены почти все министерства, инсталлированы все базы данных Правительства и министерств на едином сервере документооборота. В аппарате Правительства запустили подсистему поточного сканирования. Внедрением опять же занимались специалисты из аппарата Правительства.
В 2006 году прошло очередное расширение рабочих мест, и системой охватили все министерства. В 2007 году кроме планового расширения мест по потребностям ведомств, была закуплена опция «ЭЦП и шифрование», разработан регламент безбумажного обмена распорядительными документами между правительством и министерствами. С ноября 2007 года Правительство и министерства Республики перешли на безбумажный документооборот по ключевым видам документов.
В 2008 году прошел первый этап расширения системы электронного документооборота в районные муниципальные образования. «Корпоративные Системы – Консалтинг» поставили комплекты ПО, включая опцию «ЭЦП и шифрование», необходимую для включения районных администраций в единую систему.
Текущее состояние проекта
В настоящий момент к системе электронного документооборота подключены 17 министерств и ведомств Республики. Налажен обмен документами в электронном виде с использованием ЭЦП («Законы», «Постановления Правительства РХ», «Постановления Президиума», письма и т.д.). В 2009 году в единую базу были объединены базы данных системы «Дело» всех ведомств и Аппарата Правительства РХ. Это позволило не только получить сквозное управление документами и поручениями в режиме реального времени в масштабе всей этой структуры, но и эффективно задействовать дополнительные функции СЭД «Дело» в режиме межведомственного документооборота: создание, согласование проектов документов с использованием ЭЦП и так далее.
Таким образом, на сегодняшний день в системе «Дело» работают все министерства и аппарат Правительства – всего 225 рабочих мест. Одиннадцать администраций муниципальных образований с общим числом рабочих мест более 120 получили возможность использовать систему для автоматизации собственного внутреннего документооборота и обмена электронными документами с Правительством Республики.
Объединение в единую базу дало возможность еще более повысить прозрачность документооборота. Все работы по исполнению документов видны в режиме онлайн по цепочке «сверху вниз». В рамках проекта удалось оптимизировать обработку документов: не происходит излишней перерегистрации документов и появления новых регистрационных номеров при движении из ведомства в ведомство. Теперь возможно проводить визирование и согласование (в том числе – межведомственное), а также разработку проектов документов в электронном виде. Это обусловлено не только охватом системой «Дело» министерств и ведомств Республики и количеством установленных рабочих мест, но и умением должностных лиц этих организаций работать в СЭД «Дело».
В январе 2010 года Правительство провело закупку дополнительных 100 рабочих мест ПО «Дело-Предприятие», 425 рабочих мест Дело –WEB, 10 мест опций «Сканирование»,5 рабочих мест подсистемы «Поточное сканирование» и «Печать штрих кода» и 75 комплектов опции «Электронная цифровая подпись». Таким образом, общее число рабочих мест единой системы электронного документооборот достигло в настоящий момент 750. А для полного охвата всех гос. служащих, планируется увеличить это число до 1100 рабочих мест.
Сегодня в структуре Правительства СЭД «Дело» решает задачи по автоматизации делопроизводства органов государственной власти Республики, формированию базы данных документооборота. Также система выступает в качестве дополнительного канала связи между подразделениями Правительства, осуществляя обмен документами в электронном виде с использованием опции «ЭЦП и Шифрование».
Об исполнителе
ООО «Корпоративные Системы - Консалтинг» (г.Барнаул) – региональный представитель компании ЭОС в Западной и Восточной Сибири, входит в группу компаний «Корпоративные Системы», в течение 9-и лет специализируется на построении и сопровождении автоматизированных систем управления документами и бизнес-процессами. На счету «КС-Консалтинг» сотни выполненных проектов в области СЭД и тысячи автоматизированных рабочих мест на территории от Республики Алтай до Норильска и Забайкальского края.