По данным западных консалтинговых компаний, при работе с бумажными документами:
- около 15% всех документов безвозвратно теряется;
- до 30% рабочего времени сотрудников затрачивается на их поиски;
- создается в среднем 19 копий каждого документа.
ДЕЛО создает принципиально новые условия для более эффективной организации работы с документами:
Традиционная технология | Технология системы «ДЕЛО» |
ручной прием документов, поступивших по электронным каналам (факс, телеграф, электронная почта) | автоматизированный прием документов, поступивших по электронным каналам |
ручная печать карточек, подготовка сводок, справок, отчетов, реестров | автоматическая печать карточек, стандартных сводок, справок и реестров, формирование произвольных отчетов |
размножение документов и карточек, транспортировка и передача их исполнителям | автоматическая рассылка необходимого числа электронных версий документов и карточек по компьютерной сети |
ручная, часто необязательная, регистрация факта передачи документов и резолюций должностному лицу | автоматическая регистрация фактов пересылки и получения документов и резолюций по компьютерной сети |
многократная регистрация одних и тех же документов в журналах и картотеках различных структурных подразделений | однократная первичная регистрация документа в любом подразделении и последующее автоматическое отслеживание движения и исполнения документа в электронных картотеках подразделений |
ручной поиск документов и сбор сведений об их исполнении в разрозненных картотеках различных подразделений | автоматический поиск по всем картотекам и выдача сведений, как в разрезе документов, так и в разрезе исполнителей |
почтовая отправка документов и резолюций в другие учреждения | автоматизация функций оформления почтовой рассылки, отправка документов и резолюций в другие учреждения посредством электронной почты |
«ДЕЛО» - система, ориентированная на использование в традиционных делопроизводственных службах: управлениях делами, секретариатах, канцеляриях, общих отделах, экспедициях и т.д. Она создана в результате обобщения многолетнего опыта разработки и эксплуатации десятков подобных систем в крупнейших учреждениях бывшего СССР и России.
Тем самым легко воспроизводятся любые традиционные схемы работы с документами. Например, когда руководитель распределяет рутинную обработку документов между несколькими помощниками (секретарями), или когда канцелярия обслуживает работу нескольких руководителей.
Поэтому «ДЕЛО» полностью соответствует требованиям действующих делопроизводственных стандартов, а также поддерживает правила (в том числе неформальные) и приемы, используемые в делопроизводственной практике отечественных учреждений.
В системе «ДЕЛО», в частности, реализованы уникальные возможности распределения ролевых функций между участниками делопроизводственного процесса. Введено понятие должностных лиц учреждения, принимающих и исполняющих решения (резолюции). С каждым должностным лицом связывается совокупность документов, находящихся у него в оперативной работе, например, на исполнении, на визировании, на рассмотрении. К этой совокупности документов может получить доступ произвольное количество пользователей компьютерной сети, причем с различными правами. Пользователем может быть как само должностное лицо, так и другой работник учреждения, которому делегированы соответствующие полномочия.
Тем самым легко воспроизводятся любые традиционные схемы работы с документами. Например, когда руководитель распределяет рутинную обработку документов между несколькими помощниками (секретарями), или когда канцелярия обслуживает работу нескольких руководителей.
Система автоматизации делопроизводства и документооборота "Дело" позволит:
Эта возможность также обеспечивает простой поэтапный ввод «ДЕЛО» в эксплуатацию. На начальной стадии внедрения системы небольшое число пользователей «ДЕЛО» может осуществлять обработку документов за всех должностных лиц учреждения.
«ДЕЛО» масштабируема, она поддерживает централизованную, распределенную и децентрализованную схему организации делопроизводства:
«ДЕЛО» поддерживает многопользовательский режим и обеспечивает централизованное управление единым делопроизводственным процессом.
Если в учреждении существуют подразделения с самостоятельным делопроизводством, то «ДЕЛО» поддерживает взаимодействующие делопроизводственные процессы в этих подразделениях.
«ДЕЛО» - первая система документооборота в России, получившая государственный сертификат наивысшего качества.
Для информационно-аналитической работы с данными о документообороте, в системе реализован Web-сервер делопроизводства, обеспечивающий простой и эффективный доступ к данным о документах и самим документами для специалистов и руководителей с любого локального или удаленного компьютера через сеть Internet (Intranet).
Пользователю предоставляется возможность быстрого и удобного формирования запроса на поиск документа или группы документов, зарегистрированных в системе.
В системе «ДЕЛО» реализован контроль исполнения документов, как на уровне автора резолюции, так и централизованный контроль с возможностью формирования сводок об исполнении контрольных документов.
Система «ДЕЛО» обеспечивает автоматический вывод на печать стандартных журналов, справок и сводок.
Централизованно отслеживать ход делопроизводственного процесса - вплоть до работы исполнителей над документами на своих рабочих местах, систематизировать результаты контроля и тем самым выявлять "узкие места" в документообороте и работе персонала.
При переходе на работу с электронными копиями документов полностью исключить возможность их утери и свести поиск документа к запросу, выполняемому системой в течение считанных секунд. При этом даже необязательно помнить название или регистрационный номер документа - достаточно указать тематику или ключевые слова для поиска. Основные функции системы "Дело".
- Регистрация входящих, исходящих и внутренних документов. Для каждого учетного документа в системе "Дело" формируется регистрационно-контрольная карточка (РКК), в которую заносятся сведения о документе (корреспондент, краткое содержание, дата создания, регистрационный номер документа, подпись, резолюция, тематика, гриф доступа и др.). РКК объединяются в картотеки, находящиеся в ведении структурных подразделений организации. Сведения об одном и том же документе могут одновременно находиться в различных картотеках.
- Обработка и хранение документов. К карточке может быть "прикреплено" любое число файлов, содержащих документ в электронной форме (например, факсимильное изображение бумажного документа, текст, аудио- или видеоматериал и т. д.).
- Движение документов. В системе реализована маршрутизация, поддерживающая определенные правила обработки и передачи документов между пользователями системы. При этом основанием для автоматической передачи документа от одного должностного лица к другому служат два события: появление резолюции с указанием исполнителей документа и оформление отчета о его исполнении.
- Отправка документов. Система позволяет формировать реестры или отправлять документы по электронной почте.
- Справочно-аналитическая работа. "Дело" обеспечивает автоматический вывод на печать стандартных журналов, справок и сводок. При этом в информационной базе документов учреждения возможен поиск по сочетанию любых реквизитов РКК, в том числе и контекстный. Предусмотрены просмотр и редактирование найденных карточек и документов, а также формирование произвольных отчетов с использованием MS Word и MS Excel.
- Работа с взаимосвязанными документами. Поддерживается возможность установления ссылок между РКК документов, связанных тематически, отменяющих или дополняющих друг друга и т. д.
- Регламентация прав доступа. Для доступа к ресурсам системы используется парольная защита соответствующей СУБД. Права пользователя в системе определяются администратором при регистрации пользователя и регламентируют как права доступа к картотекам и документам в соответствии с их грифами, так и набор функций, доступных данному пользователю (регистрация, редактирование, снятие с контроля и т. д.).
- Контроль исполнения. В системе реализован, с одной стороны, контроль исполнения документов на уровне автора резолюции, с другой — централизованный контроль с возможностью формирования сводок об их исполнении. В РКК заносятся реквизиты архивного хранения документов. Система Дело обеспечивает выполнение следующих возможностей:
- Отслеживание всех этапов делопроизводственных операций и результатов выполнения работ по основным функциональным процессам организаций и учреждений;
- Единую регистрацию всей поступающей корреспонденции, включая письма и обращения граждан путем создания регистрационной карточки, в которую заносятся сведения о документе, с последующим направлением корреспонденции на рассмотрение руководству и в структурные подразделения. Регистрируются как поступившие в извне документы, так и созданные документы внутри подразделений. К их числу относятся входящие, исходящие документы, письма и обращения граждан;
- Ввод текстов резолюций, включая повторные, и назначение исполнителей по ним;
- Направление резолюций и документов на рабочие места пользователей-исполнителей;
- Пересылку отчетов исполнителей по документу ответственным исполнителям и/или авторам резолюций;
- Регистрацию движения документов (документооборота) внутри организации, включая перемещения бумажных оригиналов и бумажных копий документов и соответствующих резолюций, отчеты об исполнении, согласование (визирование) документов;
- Осуществление контроля за своевременным исполнением поручений, обращений учреждений, организаций, резолюций и указаний руководства; проверка правильности и своевременности исполнения документов;
- Объединение и группирование документов, зарегистрированных в системе делопроизводства, по различным признакам;
- Выполнение поиска по совокупности реквизитов регистрационных карточек и резолюций с целью осуществления функций контроля исполнения документов и резолюций и ведения справочно-аналитической работы;
- Ввод сведений об отправке исходящих документов адресатам с созданием реестров рассылки документов;
- Получение согласно действующим правилам и инструкциям информационных материалов, сводок, отчетов для предоставления руководству;
- Получение и вывод на печать статистических справок и отчетов, а также регистрационных карточек для обеспечения совместимости с традиционной ("бумажной") технологией делопроизводства;
- Хранение электронных образов документов;
- Списание документов в дело в соответствии с принятой в организации номенклатурой дел и, при необходимости, извлечения их из дела;
- Протоколирование работы пользователя с системой, включая работу с регистрационными карточками и резолюциями.
Что дает использование систем автоматизации делопроизводства и документооборота?
Важнейшим вопросом при принятии организацией решения о создании или приобретении САДД является вопрос их реальной эффективности. Ниже перечислены основные составляющие эффекта, получаемого при вводе в действие САДД в масштабе организации.
- Во всех подразделениях и в организации в целом вводится единая и строго регламентированная технология делопроизводства. При этом уменьшается зависимость организации от персонала как носителя технологических знаний по работе с документами.
- Организация становится управляемой. Появляется возможность ответить на любой вопрос по документам и исполнителям, осуществлять анализ и управление документационной деятельностью. Поскольку компьютерная сеть может охватывать не только центральный офис организации, но и ее территориально-удаленные подразделения, то управляемость может распространяться на всю территориально-распределенную структуру организации.
- Создаются условия для существенного ускорения прохождения документов по организации, особенно при реализации электронного документооборота. Для госаппарата это одна из важнейших характеристик эффективности функционирования его учреждений.
- Минимизируется трудоемкость делопроизводственных операций. При этом нужно, конечно, иметь в виду, что необходимость ввода полной и точной информации о документе, скажем, при его первичной регистрации, может потребовать дополнительных усилий на некоторых рабочих местах, тогда как трудоемкость работы на других рабочих местах, использующих эту информацию, сокращается, как показывает опыт, в несколько раз. Но, самое главное, сокращение трудозатрат операторов само по себе не может являться целью использования САДД
- Качественный выигрыш во времени и трудозатратах достигается при организации взаимоувязанного электронного документооборота внутри организаций и между ними, поскольку полностью отпадают проблемы, связанные с изготовлением и пересылкой бумажных документов, а затем в повторном вводе реквизитов и текстов полученных документов.
Составляющие экономического эффекта
Эффект от использования систем электронного документооборота включает:
- прямой экономический эффект (экономию трудовых и материальных затрат на работу с документами);
- эффект за счет унификации документационной деятельности организации и уменьшение зависимости от индивидуального технологического опыта персонала;
- сокращение временных циклов работы с документами и создание единого документального пространства;
- полный контроль за движением документов и исполнительской дисциплиной