Зарубежные эксперты подготовили сравнительное исследование возможности внедрения СЭД по традиционной on premise-схеме внутри корпоративной сети организации и в облаке в качестве SaaS-решения. Несмотря на очевидные преимущества второго варианта, выяснилось, что затраты на его реализацию не всегда ниже, а также могут быть и выше «традиционных».
В исследовании компании Cabinet NG, проведенным руководителем отдела продаж Джоном Кларком, обозначены пять основных аспектов инвестирования в проект внедрения СЭД (финансовый, внедренческий, интеграционный, безопасности, приоритетности). По его мнению, денежная составляющая для SaaS-решения выглядит более выгодной, если говорить о решении в краткосрочной перспективе. В случае с облачной СЭД у заказчика сокращаются расходы на модернизацию и обслуживание аппаратного обеспечения, снижается стоимость приобретения софта (от 15 до 25%) и так далее. Но в приведенном эксперте расчете затрат двух проектов внедрения СЭД, выясняется, что в перспективе 5 лет SaaS-СЭД обойдется дороже.
Опрос экспертов и игроков российского рынка СЭД показал, что многие из них согласны с приведенными в материале представителя Cabinet NG цифрами и выводами. Михаил Потапенко, руководитель департамента продаж ПО Cognitive Technologies, заявил, что его компания проводила похожее исследование и выяснила, что на текущий момент в России SaaS как модель потребления софта более интересен небольшим компаниям. Это связано с их большой готовностью к изменениям правил ведения бизнеса и небольшими ИТ-бюджетами. «В свою очередь основными потребителями СЭД являются крупные и средние организации, у которых зачастую требования к информационной безопасности и конфиденциальности данных являются ключевыми. Это особенно актуально для государственного сектора. Стоит отметить, что законодательная деятельность 2009-2011 гг. в области электронного документооборота и интерес к этой теме со стороны руководства страны дают значительный импульс развитию технологий защищенного электронного документооборота, в том числе с возможностью работы в режиме SaaS», – отметил спикер.
Дмитрий Старостин, генеральный директор Optima software, находит исследование логичным и хорошо аргументированным. «С учетом российской специфики хотелось бы добавить в качестве критерия возможность соответствие SaaS-решения и его поставщика поставщиков соответствовать требованиям законодательства, в частности о защите персональных данных, – объясняет он. Как внутренний критерий, немаловажную роль играет готовность передать свой документооборот (фактически, «кровеносную систему» в организме компании) сторонней организации, что сопряжено с риском соблюдения конфиденциальности и преодолением многолетних предубеждений, норм и практики работы делопроизводителей, сотрудников кадровых и финансовых служб. Наконец, следует учитывать соответствие предлагаемого SaaS-решения и квалификации поставщика текущим и перспективным потребностям компании, т.к. в большей части подобные системы предлагают типовую, унифицированную функциональность для различных клиентов». Он добавляет, что, в отличие от внедряемых в ИТ-инфраструктуре компании и потому частично или полностью освоенных собственными ИТ-специалистами систем любая существенная адаптация SaaS-решения может потребовать значительных финансовых и временных затрат на консалтинг, и, в конечном счете, переноса решения на «локальную площадку» заказчика, т.е., фактически, потери вложений в разворачивание SaaS-приложения.
Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM в Terralink, полагает, что указанные в исследовании критерии корректны, а сама идея вызывает сомнения: «Использование SaaS выгодно, когда клиент не ориентируется на долговременное, промышленное использование программного обеспечения, например, создает проектную команду для выпуска нового продукта. В этом случае надо организовать ее работу, а после достижения результата нужен только ограниченный набор выходных документов. Если же компания работает стабильно и будет так работать на протяжении длительного времени, то брать в аренду программное обеспечение для поддержки основного бизнеса кажется не очень хорошей идеей».
Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании «Интертраст» по развитию бизнеса, замечает, что при сравнении затрат всегда рассматривается сценарий старта нового приложения, но в жизни намного чаще должен происходить перенос существующих приложений в публичные облака и при этом возникают существенные стартовые затраты от миграции приложений и данных до утилизации оборудования и софта. Поэтому многие компании связывают свои «облачные» планы с временем замены оборудования, говорит он. «Необходимость адаптации сервисов (особенно в области документооборота и управления документами) под специфические нужды конкретной компании также выравнивает и сроки внедрения по модели SaaS, и традиционного внутреннего внедрения. Теоретически крупный SaaS-провайдер должен уметь обеспечивать более высокий уровень безопасности, чем внутренний персонал организации. Но на практике провайдеры в своих контрактах не торопятся принимать на себя всю полноту ответственности за защиту информации и стараются переложить риски на клиента. Должно пройти еще немало времени, чтобы накопилось достаточно прецедентов и чтобы провайдеры и подписчики накопили опыт разделения ответственности», – полагает господин Ипатов.
Сергей Курьянов, директор по развитию Docsvision, полагает, что к указанным в исследовании аспектам надо прибавлять еще уровень ИТ-культуры пользователей и менеджмента компании – в SaaS-решении его больше, чем в традиционном, при этом культура пользователей в новых компаниях относительно выше формирующейся культуры администраторов on premise-систем.
Юрий Черник, специалист отдела внедрения и сопровождения систем электронного документооборота и делопроизводства «Кодекс», говорит приблизительно о том же самом, называя это «психологическая готовность к внедрению». «Я считаю, что преимущества и недостатки каждого из способов специфичны, и любой клиент сумеет определить наиболее подходящий вариант в зависимости от его потребностей и финансовых возможностей. Я думаю, что финансовая составляющая, как одна из главных при внедрении СЭД в органах государственной власти, будет определяющей, особенно для малых проектов, и, возможно, в этом свете on-premise решения выглядит как наиболее приемлемые», – говорит он.
Сергей Полтев, менеджер по продуктам ЭОС, полагает, что важным критерием сравнения может стать возможность оперативного масштабирования используемой системы в соответствии с изменяющими потребностями бизнеса. Также, к примеру, в случае использования SaaS, облегчается задача организации удаленного доступа к системе. Что касается сравнения решений по стоимости и инвестиционным предпочтениям, то в материале не рассматривается возможность покупки ПО с рассрочкой платежа, которая, как показывает опыт, в ряде случаев оказывается наиболее оптимальным вариантом. «Даже после дополнения приведенных сравнений набором дополнительных критериев, в приводимых расчетах остается слишком много неизвестных. Поэтому основная задача любого подобного сравнения – это не дать заказчику конкретные рекомендации, а обратить внимание на наиболее важные аспекты. Что касается сравнений, проводимых клиентами, то чаще всего результаты оказываются пока не в пользу SaaS-модели, – рассуждает он. – Наиболее частым «стоп-фактором» для SaaS-решений становятся опасения руководства о возможном несанкционированном доступе к конфиденциальной информации. Хотя в ряде случаев величина подобных рисков существенно преувеличена, недостаток механизмов, в том числе организационных и юридических, гарантирующих защиту конфиденциальных данных, хранящихся у провайдера, заметно ограничивает использование SaaS-решений для управления документами».
Ирина Кубликова, директор по маркетингу «Босс-Референт», уверена, что экономия на стартовых вложениях в создании системы, скорее всего, неизбежно обернется высокими постоянными расходами на оплату аренды приложения. К тому же последние обычно имеют ряд особенностей, который могут превратиться в серьезные недостатки в зависимости от задач компании-пользователя: например, SaaS-приложения практически не имеют возможностей для адаптации под процессы заказчика, и это при том, что практически ни один проект внедрения СЭД не обходится без подобной кастомизации. Она также соглашается с мнением специалиста из ЭОС о готовности хранить на стороннем сервере конфиденциальных данных, и уже из этих аргументов кажется очевидным вывод, что SaaS выглядит сегодня как наиболее предпочтительное решение для малого бизнеса, и совершенно сомнительным выглядит вероятность перехода на арендуемые приложения для управления документами со стороны крупных организаций.
В целом, результаты исследования Cabinet NG интересны для российских экспертов, несмотря на то, что только две компании проводили аналогичные опросы.
Источник: http://doc.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/06/30/445814