За последний год количество внедрений систем электронного документооборота (СЭД) в Сибирском регионе существенно выросло. СФО даже вышел на второе место в рейтинге федеральных округов по количеству внедрений. Однако местные интеграторы считают, что стадия формирования рынка СЭД не завершена: на рынке еще есть место для появления новых игроков, а стоимость внедрения для многих потенциальных заказчиков все еще высока, что сдерживает развитие направления в целом. Впрочем, спрос, по мнению некоторых интеграторов, уже превышает предложение.
СЭД растет
Согласно исследованию DSS Consulting, по итогам первого полугодия прошлого года СФО вышел на второе месте по количеству внедрений СЭД. На Сибирь приходится 23% всех внедрений. В Приволжском ФО, который занимает третью строчку, почти в два раза меньше. Лидером продолжает оставаться Центральный регион — 36%. Таким образом, на ЦФО и СФО приходится более половины всех внедрений СЭД. Общее количество внедрений по стране по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличилось в 2,5 раза.
В числе сдерживающих рост местного рынка факторов заместитель директора компании BK-Soft Елена Воробьева называет географическую удаленность от производителей СЭД, меньшую информированность о подобных системах по сравнению с центральными регионами, а также тот факт, что в ряде фирм принятие решения о внедрении СЭД происходит в управляющих компаниях, которые находятся в Москве.
Менее оптимистичную оценку состояния рынка дает начальник отдела внедрения ECM-систем компании «Утилекс АйТи» Антон Солдатов: «Рынок внедрения систем управления документооборотом, как и рынок внедрения информационных систем в целом, в нашем регионе находится на стадии формирования. Мало состоявшихся, стабильных компаний-внедренцев. Пока недостаточно высокий уровень ИТ-зрелости у компаний-заказчиков, дефицит грамотных специалистов. Тем не менее с каждым годом ситуация улучшается».
Директор ООО «СибПроектКом» Евгений Глускин уверен, что в Сибирском регионе рынок СЭД имеет очень большой потенциал и в ближайшие годы здесь появится не один новый игрок, а конкуренция станет намного жестче, чем сейчас.
«Постепенный рост количества внедрений приведет и к появлению профессиональных внедренцев СЭД, которых пока в Сибирском регионе крайне мало. Однако это тормозит и развитие рынка СЭД, поскольку системы ЭД требуют и квалифицированного продвижения, и профессионального сопровождения и поддержки, чем пока могут похвастаться лишь немногие ИТ-компании», — рассуждает старший партнер компании «Архитектура бизнеса» Викентий Китушин. Высокая стоимость решений, по его мнению, является также сдерживающим фактором развития рынка. Однако, по словам Евгения Глускина, в большинстве случаев внедрение на 50–100 рабочих мест окупается в течение первого года эксплуатации. «У одного нашего клиента срок подготовки типового договора до внедрения системы составлял 20 бизнес-дней, — рассказывает господин Глускин. — После внедрения он сократился в четыре раза. На самом деле при условии успешного внедрения через пару лет использования по значимости СЭД компании приравнивают к ключевым информационным системам, которые обеспечивают жизнедеятельность предприятия».
Интеграторы отмечают рост потребностей клиентов в системах электронного документооборота. В том числе со стороны SMB-сектора. «Основной поток клиентов сейчас идет со стороны как раз среднего бизнеса, а также дочерних предприятий крупных компаний. Можно отметить активность заказчиков из строительной и торговой отраслей, — рассказывает Евгений Глускин. — Спрос активно растет, теперь клиенту уже не нужно объяснять, что такое система электронного документооборота. Нужно объяснять, почему мы как внедренцы сделаем эту работу лучше своих конкурентов«.
Викентий Китушин говорит, что все больше компаний дорастает по понимания, что внедрение электронного документооборота — не только окупаемое вложение (за счет экономии на бумаге, принтерах, рабочем времени сотрудников), но и основа для получения других конкурентных преимуществ и перспектив для развития бизнеса.
Преимущественно свое
По словам Евгения Глускина, на сегодняшний момент на рынке существует около 50 различных систем электронного документооборота, и ежегодно их число увеличивается. Большинство из представленных разработок — отечественного производства. Связано это, по мнению господина Глускина, со спецификой российского документооборота, который ориентирован на иерархическую структуру управления, принятую в большинстве российских компаний.
Аналитики DSS Consulting выделяют 15 наиболее часто внедряемых на местном рынке систем в трех категориях. В категории систем управления ЭД лидером рынка является DocsVision, в системах делопроизводства —«Дело-предприятие» (разработчик «Электронные офисные системы«), в системах-надстройках и конструкторах — Documentum (разработчик EMC).
Сибирскими интеграторами в числе востребованных заказчиком систем также называют«БОСС-Референт»(«Аплана-Софтвер«), «ЕВФРАТ-Документооборот» (Cognitive Technologies), DIRECTUM (DIRECTUM), PayDox (Интерфейс Ltd).
Все системы можно разделить на две основные группы: инструментальные платформы (например, Directum, DocsVision) и коробочные системы («Дело», «ЕВФРАТ»). «Серьезные коробочные системы характеризуются наличием готового стандартного функционала. Огромный плюс этих систем — кратчайшие сроки и минимальная цена внедрения. Например, стоимость ПО системы «Дело» для 50 пользователей составит порядка 437 тыс. рублей. Внедрение «под ключ» обойдется еще примерно в 400 тыс. рублей. Оборотной стороной медали будет определенная жесткость: такую систему не получится полностью «переписать под себя»,в каких-то моментах придется подстроиться под систему. Это не значит, что эти продукты не настраиваются на специфику документооборота предприятия, просто они не такие гибкие, как системы класса «инструментальных платформ«, — объясняет Елена Воробьева.
Для инструментальных платформ характерен меньший базовый функционал. Если в коробочном варианте систему необходимо настраивать (заполнить справочники, определить роли, прописать права для каждого пользователя), то для платформы требуются разработка подробного технического задания и последующая реализация нужного функционала на программном уровне, что требует гораздо больших усилий.
Генеральный пользователь
Несмотря на растущий интерес к СЭД, интеграторы отмечают, что многие заказчики продолжают оставаться неготовыми к изменениям. «В зависимости от ситуации проблемы с заказчиком решаются по-разному, — рассказывает Антон Солдатов. — Вплоть до того, что иногда приходится отказываться от подобных проектов. Иногда нам удается убедить руководство компании пересмотреть отношение к проекту и к степени вовлеченности в проект собственных специалистов (неспособность компании выделить специалистов со своей стороны для полноценного участия в проекте — это одна из актуальных проблем при внедрении СЭД) или улучшаем ситуацию дополнительным консалтингом».
По мнению Елены Воробьевой, основная проблема заключается в нежелании сотрудников — простых пользователей менять что-то в привычном рабочем распорядке. И для успешного внедрения необходимо волевое решение руководства перейти от работы с бумажными документами к работе с электронными. В качестве примера она приводит МП «Салехардэнерго», где генеральным директором был издан приказ о том, что документы, не зарегистрированные в СЭД, считаются недействительными, что вынудило сотрудников освоиться с системой в кратчайшие сроки.
Евгений Глускин уверен, что если руководство начинает работать в системе, то она по цепной реакции охватывает всю компанию. Однако, если на верхнем уровне система остается невостребованной, то эффект от проведенного внедрения оказывается под вопросом.
«Еще один важный вопрос — «погружение» директора в СЭД, — заостряет внимание господин Глускин. — Это сложный момент, потому что многие руководители начинали работать еще в «доинформационную эпоху».
Другая проблема, с которой часто сталкиваются на практике интеграторы, — недостаточный уровень управления ИТ-инфраструктурой в компаниях. «Заказчик выставляет требования по круглосуточной доступности создаваемой системы, но при этом его компания находится на начальном уровне зрелости с точки зрения ИТ-инфраструктуры. Нет процессов по превентивному администрированию, политике восстановления работоспособности оборудования, резервных мощностей и т. д.», — подчеркивает Антон Солдатов. Выходов в этом случае может быть несколько: выполнение проекта по развитию ИТ-инфраструктуры перед внедрением бизнес-решения с высокими требованиями или снижение требований к внедряемой системе до момента улучшения ИТ-инфраструктуры компании.
по материалам: www.doc-online.ru