Пора летних отпусков – как правило, непродуктивное время для разработчиков программного обеспечения и фирм-внедренцев. Но даже в царице всех наук математике нет правил без исключений, чего уж говорить о такой изменчивой и капризной отрасли, как автоматизация…

Рынок ECM-систем не терпит простоя, ему нужны новые решения – и это вне зависимости от времени года и без учета ожидания мировых экономических кризисов. Конец лета отмечен несколькими знаменательными IT-анонсами – мы с нетерпением ждем выхода пятого айфона, выпуска моющейся клавиатуры и еще не успели разобраться, правда или нет промелькнувшая в сети новость о телефоне-фотоаппарате «Два в одном».

Вот и компания «КС-Консалтинг» отметила окончание календарного лета выпуском конфигурации на базе платформы «eDocLib». Новая разработка компании, предназначенная для государственных и муниципальных структур, получила рабочее название «eDocLib: Реестры НКО» и является откликом на очередные нормативные новации наших федеральных ведомств.

Наши законодатели и правоприменители в течение нескольких последних лет стараются увязать друг с другом две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции. Первая – требование соблюдения прозрачности и открытости в деятельности органов власти всех уровней, особенно в вопросах оказания государственной поддержки (то есть там, где выделяются бюджетные деньги тем структурам, которые не являются государственными, но выполняют определенный социальный заказ). Вторая – требование защищенности информационных ресурсов и баз данных, рассказывающих гражданам России о деятельности власти.

С января 2010 года в нашей стране действует знаменитый закон 8-ФЗ, который определяет перечень информации о деятельности органов власти, которая должна доводиться до сведения граждан, и правила ее размещения в общем доступе. Закон успел обрасти многочисленными техническими требованиями и инструкциями – как, где, на каких ресурсах и какими программными, лингвистическими и т.п. средствами должны пользоваться органы власти, обеспечивая наши с вами информационные нужды…

Это относится к любой сфере деятельности органов власти и органов местного самоуправления, а особенно к деятельности, связанной с предоставлением субсидий, льгот, компенсаций и т.п. Законодатели исходят из неоспоримого принципа, что для граждан всегда интересно, кому же все-таки оказывается конкретная государственная поддержка – финансовая, имущественная и иная… И, пожалуй, это единственный принцип, против которого не возражает даже системная оппозиция.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» определены приоритеты государственной поддержки НКО – четко и ясно сказано, что преимущественное право на поддержку имеют социально ориентированные НКО – то есть те, которые выполняют определенную социальную функцию, осуществляя четко оговоренные виды деятельности, направленные на решение социальных проблем (например, благотворительность, социальная зашита граждан и т.д.)

Минэкономразвития 17 мая 2011 г. приказом № 223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» определило правила обеспечения доступа к информации о выделении поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям.

Резюмируя содержание данного приказа, скажем, что он, с одной стороны, детально расписывает, какие сведения о получателях бюджетных средств должны вноситься в реестры и быть доступны населению, с другой – не определяет каких-либо конкретных программных продуктов, удобных и применимых для ведения реестра. Министерство соблюдает букву закона, в итоге для «низов» в этом есть и плюсы, и минусы.

Законодательно закрепленная необходимость сочетать в деятельности органов власти информационную открытость и защищенность баз данных от несанкционированного доступа предъявляет жесткие требования к программным продуктам и информационным системам, которые могу использоваться в качестве средств автоматизации.

В условиях отсутствия строгих указаний «сверху» в вопросе выбора программных продуктов для ведения реестра получателей поддержки, каждый орган власти был вынужден изобретать велосипед собственной эксклюзивной конструкции. Кто-то воспользовался широкими возможностями MS Excel, кто-то, чувствующий смутное и необъяснимое презрение к электронным таблицам, вспомнил о старом добром MS Word…

Но, не умаляя достоинств любимых пользователями программных продуктов, отметим, что в них очень сложно реализовать некоторые специфичные функции. Например, трудно реализовать ведение и использование справочников (организаций, видов деятельности (ОКВЭД)), прикрепление к записям внешних документов, и совсем уж сложно разграничить права доступа пользователей к конкретным записям или группам записей. Наибольшую же сложность вызывают вопросы обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа, а также ее целостности и актуальности.

Самое время вспомнить о ECM-системах с их удобными пользовательскими «рабочими пространствами», индивидуальными для каждого пользователя, разграничением уровней доступа, разнообразными политиками информационной безопасности, широчайшими поисковыми возможностями и средствами представления данных в различных форматах для обработки во внешних системах (например, на официальном сайте).

Но как быть, если необходимо срочно, здесь и сейчас, решить не глобальную задачу автоматизации всего и вся, а именно эту, узкоспецифичную? Готового программного решения, конечно, нет…

И здесь выручило то, что платформа «eDocLib», разработанная компанией «Электронные офисные системы» - не просто уникальный по своим возможностям ECM-продукт, но и конструктор описания любых данных и схем управления этими данными/информацией.

Именно на базе платформы «eDocLib» специалистами компании «КС-Консалтинг» создано новое прикладное решение - «eDocLib: Реестры НКО».

Данная конфигурация была разработана специально для государственных и муниципальных структур и обладает рядом преимуществ:

  • полное соответствие положениям вышеупомянутого приказа Минэкономразвития РФ от 17 мая 2011 г. № 223.
  • интуитивно понятный пользовательский интерфейс;
  • моментальная выгрузка данных в нужном формате (.xls;  .pdf; .doc) и загрузка на официальный сайт;
  • поиск записей по любым реквизитам;
  • протоколирование действий пользователей с документами и записями справочника организаций;
  • прикрепление электронных образов документов;
  • разграничение прав пользователей на доступ к документам и справочникам системы.

Продукт сочетает возможности «классической» ECM-системы с жесткими стандартами, которые предъявляются действующим законодательством к ведению реестров получателей бюджетных средств и иных форм поддержки. Организации, внедрившие этот продукт, получают удобную базу данных, в которой учитывается все – формы поддержки, сроки (периоды) ее получения, конкретные меры и даже случаи нарушений использования выделенных на поддержку средств.

Конфигурация готова к внедрению в любой организации, осуществляющей поддержку НКО, независимо от общего уровня автоматизации управленческого аппарата.